29.03.2024
°C
1
$ 92.26
€ 99.71

Профессор ИРНИТУ Андрей Большаков предлагает сформировать «зеленый крест», который повысит имидж института

НИА-Байкал

Заведующий кафедрой архитектурного проектирования ИРНИТУ профессор Андрей Большаков издал монографию «Топология городов». В научном труде он изложил результаты работы над проектом, который поддержал Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и правительство Белгородской области.
А. Большаков работал в Белгороде по приглашению Белгородского государственного технологического университета. Изучая градостроительные принципы и повышение социальной эффективности городского пространства, ученый обследовал два областных центра — Иркутск и Белгород. Научная работа получила положительную оценку со стороны региональных властей Белгорода и коллег-градостроителей.
В монографии получила развитие тема внутреннего благополучия городской территории, на которой располагается ИРНИТУ. По мнению профессора, в кампусе Иркутского «политеха» не хватает сети внутренних пешеходных улиц, которые бы связывали студенческие общежития и учебный корпус. Он предлагает сформировать «зеленый крест», который бы повысил имидж ИРНИТУ. Один из пешеходных путей может начинаться от вуза и продолжиться не только до ул. Курчатова, но и до станции Академическая и далее до общественного центра с областной библиотекой и ледовым дворцом. Важно сформировать и второй путь — на берег Ангары, поскольку университет чрезвычайно выгодно расположен на великой реке, недалеко от уреза воды. В настоящее время вуз отгорожен от берега частной застройкой, что не способствует развитию социальной функции.
«Каждый город должен быть пространственно организован. Наиболее ярким образом пространственной организации является сеть улиц. Сети могут быть самой разнообразной формы — решетчатые, радиально-кольцевые, линейные или хаотичные, как, например, в арабских городах. Геометрические (топологические) схемы построения улично-дорожной сети имеют большое значение с точки зрения доступности, центральности, публичности отдельных улиц и узлов. Я изучал пространственные преобразования, которые происходят с городом путем изменения рисунка этой сети и степени связанности.
Так, например, я пришел к выводу, что ученики школ, расположенных в районах с большой густотой сети, имеют более высокий балл ЕГЭ. В таких районах города много объектов городской среды, которые в целом способствует тому, что население выше рангом по приоритетам, связанным с социализацией. Таким образом, социальный потенциал подобного района более высокий. Кроме того, здесь и жилье стоит дороже, поэтому его могут себе позволить более состоятельные родители. В такой сети дети в большей степени сориентированы на учебу.
Я также обнаружил, что в наших микрорайонах стоимость жилья зависит от густоты улиц. Оно дороже там, где множество объектов социальной инфраструктуры», — рассказал А. Большаков.
Ученый много внимания уделил природе формирования мест. По его словам, место социальной идентичности возникает с участием топологии. Оно обязательно имеет границы, привлекательность, определенное назначение. Важно не допускать связи природного каркаса и урбанизированного, где много движения и проходят главные магистральные улицы.
«Топология изучает в самом общем виде явление непрерывности, в частности, свойства пространств, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях. Если на куске резины что-то нарисовать рожицу и растянуть, то изображение исказится. Но это не важно, так как останутся точки, связанные между собой. Все это касается и городского пространства.
Основная идея в том, что сети могут повысить степень публичности или снизить. Людям нужно и то, и другое. Например, загородные поселки возникают из потребности человека к приватности. В каких-то случаях уместны и тупиковые улицы по арабскому типу с минимумом транзита. Здесь формируются приватные места, городская сеть находится под местным контролем. А центр города, где кипит жизнь, нужен для общения, социальной, межличностной, групповой активности.
На примере Белгорода и Иркутска я предложил методику социальной эффективности градостроительной сети. Белгород немного меньше Иркутска (население составляет 400 тыс. человек, в Иркутске 720 тыс.) и имеет более простой порядок. Иркутск гораздо сложнее устроен, он интереснее. В нашем историческом центре 140 кварталов и среди них нет двух одинаковых. Удивительно, что при этом существует определенная организованность, сбалансированность проявляется в присутствии главных и первостепенных улиц. В Иркутске маленькие улицы подчинены более крупным, главным. Поскольку городская среда у нас очень многолика, то от Иркутска можно ожидать большего разнообразия в социальной активности, чем от Белгорода. Этому способствует и то, что у нас больше театров, музеев, библиотек, кафе.
Что касается периферии, то микрорайоны в Белгороде комфортнее для жизни, они более благоустроены. Чтобы обеспечить пространственную целостность, ее нужно задумывать сразу, а не через 10-20 лет после возведения жилья. Белгородцы сохранили способность застраивать городскую периферию микрорайонами, понимая, что эта территория формируется очень быстро. Внутри микрорайонов четко прослеживается стилистическая пространственная целостность», — отметил А. Большаков.


Подписывайтесь на наш канал в telegram.

Мы в популярных социальных сетях